Быть готовым к школе это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться…

1 сентября, что это — праздник или начало ежегодных страданий?.. В каждом из нас эта дата календаря вызывает множество самых разных эмоций, надежд, ожиданий, воспоминаний… Поступление в школу – событие всегда и радостное и одновременно тревожное. Как воспримет ребёнок эти перемены? Насколько быстро и легко он сможет приспособиться к новым обязанностям и требованиям? Как успешно он сможет осваивать новые знания, развивать свои способности и строить отношения и с учителем и детьми? Эти и многие другие вопросы неизбежно встают перед близкими будущего ученика.
Традиционно выделяют отдельные аспекты школьной зрелости: физический, психологический (интеллектуальный, эмоционально-волевой, личностный), специальный (определенный уровень навыков),
Готовность ребёнка к обучению в школе — это сочетание физического, функционального и психического состояния ребёнка. К тому же это образование целостное, поэтому слабость одного звена ведёт к проблеме других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
Таким образом, успешность и длительность процесса приспособления (адаптации) ребёнка к школе зависит от уровня сформированности в дошкольном возрасте необходимых образований и требуемых школой учебных умений и навыков.
Готовность к школьному обучению — это комплекс качеств, образующий умение учиться» включающий —
• понимание ребёнком смысла учебных задач, их отличие от практических,
• осознание способов выполнения действия,
• навыки самоконтроля и самооценки,
• развитие волевых качеств,
• умение наблюдать, слушать, запоминать,
• добиваться решения поставленных задач.
(А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, А.А.Люблинская)

На основании этого они выделяют три основные линии подготовки ребёнка к школе:
1. общее интеллектуальное развитие
2. формирование мотивов, побуждающих к учению
3. воспитание умения произвольно управлять своими эмоциями и поведением.
Все три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из вида, без риска для возникновения у ребёнка затруднений обучения в школе.
А в качестве критериев подготовленности ребёнка к школе можно принять следующие показатели:
1. нормальное физическое здоровье
2. желание учиться
3. управление своим поведением
4. владение приёмами умственной деятельности
5. проявление самостоятельности
6. умение строить отношения с детьми и взрослыми
7. отношение к труду
8. ориентироваться в пространстве и в тетради…

Таким образом, трудности, которые могут возникать у ребёнка в период начального обучения, связаны с воздействием большого числа факторов, как внешнего, так и внутреннего порядка.
Трудности могут возникать у ребенка в любой период обучения в школе, и связаны с воздействием большого числа факторов как внешнего, так и внутреннего порядка.
Трудности протекания адаптации на предшествующем этапе обучения в значительной мере определяют успешность последующего.
Психологическая готовность к обучению — достижение ребенком определенного уровня познавательных возможностей и личностных качеств от подготовленности к обучению как овладению навыками чтения, письма, счета.

По данным Н. М. Пылаевой (1998), трудности обучения вызываются следующими причинами —
1. Сниженная работоспособность, колебания внимания, слабость мнестических процессов, недостаточная сформированность речи (как наиболее энергоемкой функции).
2. Недостаточное развитие функций программирования и контроля.
3. Зрительно-пространственные и квазипространственные трудности.
4-е и 5-е места делят трудности переработки слуховой (слухоречевой) и зрительной (зрительно-вербальной) информации.
Из этого перечня мы видим, что наиболее часто встречаются проблемы с «энергетикой», повышенная утомляемость, истощаемость детей, вызывающая колебания, а затем и полное падение внимания.
Трудности обучения вызываются парциальной слабостью отдельных психических функций или их компонентов.

Психологические исследования, направленные на анализ механизмов трудностей учения этих детей, показывают, что для большинства из них характерно парциальное, то есть частичное, отставание в развитии высших психических функций. Состояние этих функций может быть оценено с помощью нейропсихологических методов.
Нейропсихологическое исследование позволяет выделить у каждого ребенка его сильные и слабые стороны, то есть сильные и слабые компоненты высших психических функций.
Не менее полезным он может быть для так называемых «неуспешных одаренных школьников», число которых, по данным разных авторов, составляет свыше трети детской популяции (см.: Щебланова, 1999).
Нейропсихологические методы помощи детям все шире внедряются в практику помощи следующим категориям учащихся:
♦ детям с трудностями учения или их риском;
♦ неуспевающим школьникам;
♦ одаренным детям, в том числе неуспешным в школе;
♦ детям с психосоматическими заболеваниями;
♦ детям, успевающим в школе, но достигающим этого в ущерб здоровью.