Дефектология – (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.

Основной задачей дефектологии является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной – медико-психолого-педагогической – помощи детям различных возрастов с различными проблемами  развития.

Дефектолог — это специалист, владеющий очень широким спектром различных дидактических приемов, технологий работы с разными видами проблем возникших в развитии ребенка.

Дефектолог – специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особенных» детей (детей с физическими и психическими нарушениями), который поможет вашему малышу познать все то, что он должен знать по возрасту и в силу особенностей своего развития, то есть максимально компенсировать возникшие проблемы  развития ребенка.

«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, а специалистам, с ними работающим — определенная квалификация. Этим детям необходим комплексный подход к воспитанию, коррекции поведения, обучению. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой и др.

Направления работы дефектолога:

  • Помощь при неравномерном развитии ВПФ (например: память хорошая, а речь отстаёт в развитии; мышление хорошее, а внимание слабое, успеваемость хорошая, но не умеет общаться со сверстниками…)
  • Проблемы развития при ряде заболеваний: ПП ЦНС, ПЭП, ММД, ЗРР, ЗПР, РДА, СДВГ (речевые нарушения, недостаточное внимание, память, неусидчивость, сложности в обучении и т.д.)
  • Проблемы школьной успеваемости по причине нарушенного развития в дошкольном возрасте
  • Помощь детям при нарушениях умственного и психо-физического развития

Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.

Относительно работы дефектолога существует ряд мифов.

Миф первый — дефектолог работает только с детьми с тотальными недоразвитием психических функций. Дефектолог в состоянии оказать помощь любому неуспевающему ученику. Просто он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.

Второй миф – уж если дефектолог начал заниматься с ребенком, это будет продолжаться вечно. Что тоже правдой не является. В случае детей с негрубыми нарушениями психических функций, дефектолог своими методами может что-то изменить: «подтянуть» по программе, подключить наглядность, телесность и таким образом минимизировать пробелы в знаниях и развитии. И дальше ребенок может справляться с учебной программой без участия дефектолога.

Основные факторы, способные стать причинами школьной неуспеваемости:

  1. Недостатки в подготовке ребёнка к школе, социально-педагогическая    запущенность
  2. Длительная и массивная психическая и сенсорная депривация
  3. Соматическая  ослабленность ребёнка
  4. Нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов
  5. Нарушения формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия)
  6. Двигательные нарушения
  7. Эмоциональные расстройства.

Уровни адаптации детей к школе

Р.В.Овчарова

Уровень адаптации
В ы с о к и й  
  • ребёнок положительно относится к школе
  • предъявляемые требования воспринимает адекватно
  • учебный материал усваивает легко
  • внимательно слушает указания учителя
  • выполняет поручения без внешнего контроля
  • проявляет интерес к самостоятельной работе, всем предметам
  • поручения выполняет охотно
  • занимает благоприятное статусное положение в классе
С р е д н и й  
  • ребёнок положительно относится к школе
  • понимает учебный материал
  • осваивает основное в программе
  • самостоятельно решает типовые задачи
  • внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля
  • сосредоточен по интересу
  • готовится к урокам
  • поручения выполняет
  • дружит со многими детьми в классе.

Н и з к и й  
  • ребёнок относится к школе отрицательно или безразлично
  • жалуется на нездоровье
  • преобладает плохое настроение
  • нарушает дисциплину
  • учебный материал усваивает фрагментарно
  • к самостоятельным занятиям не проявляет интереса
  • требует контроля и помощи
  • нуждается в паузах
  • пассивен
  • близких друзей в классе не имеет.