Дефектолог
Дефектология – (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.
Основной задачей дефектологии является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной – медико-психолого-педагогической – помощи детям различных возрастов с различными проблемами развития.
Дефектолог — это специалист, владеющий очень широким спектром различных дидактических приемов, технологий работы с разными видами проблем возникших в развитии ребенка.
Дефектолог – специалист, занимающийся развитием, обучением и воспитанием «особенных» детей (детей с физическими и психическими нарушениями), который поможет вашему малышу познать все то, что он должен знать по возрасту и в силу особенностей своего развития, то есть максимально компенсировать возникшие проблемы развития ребенка.
«Особым» детям требуется повышенное внимание родителей, а специалистам, с ними работающим — определенная квалификация. Этим детям необходим комплексный подход к воспитанию, коррекции поведения, обучению. Именно поэтому работа дефектолога тесно связана с областями работы других специалистов: психологией, медициной, педагогикой и др.
Направления работы дефектолога:
- Помощь при неравномерном развитии ВПФ (например: память хорошая, а речь отстаёт в развитии; мышление хорошее, а внимание слабое, успеваемость хорошая, но не умеет общаться со сверстниками…)
- Проблемы развития при ряде заболеваний: ПП ЦНС, ПЭП, ММД, ЗРР, ЗПР, РДА, СДВГ (речевые нарушения, недостаточное внимание, память, неусидчивость, сложности в обучении и т.д.)
- Проблемы школьной успеваемости по причине нарушенного развития в дошкольном возрасте
- Помощь детям при нарушениях умственного и психо-физического развития
Целью работы дефектолога является адаптация ребёнка в социальной, учебной, бытовой сферах жизни и максимальная компенсация отклоняющегося развития.
Относительно работы дефектолога существует ряд мифов.
Миф первый — дефектолог работает только с детьми с тотальными недоразвитием психических функций. Дефектолог в состоянии оказать помощь любому неуспевающему ученику. Просто он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.
Второй миф – уж если дефектолог начал заниматься с ребенком, это будет продолжаться вечно. Что тоже правдой не является. В случае детей с негрубыми нарушениями психических функций, дефектолог своими методами может что-то изменить: «подтянуть» по программе, подключить наглядность, телесность и таким образом минимизировать пробелы в знаниях и развитии. И дальше ребенок может справляться с учебной программой без участия дефектолога.
Основные факторы, способные стать причинами школьной неуспеваемости:
- Недостатки в подготовке ребёнка к школе, социально-педагогическая запущенность
- Длительная и массивная психическая и сенсорная депривация
- Соматическая ослабленность ребёнка
- Нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов
- Нарушения формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия)
- Двигательные нарушения
- Эмоциональные расстройства.
Уровни адаптации детей к школе
Р.В.Овчарова
Уровень адаптации | |
В ы с о к и й |
|
С р е д н и й |
|
Н и з к и й |
|