Детский психолог
В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога:
- Психологическое консультирование.
- Психодиагностическое исследование
- Психологическая коррекция.
- Психотерапия
I. Консультационный блок
- возникновение психологических факторов риска у детей в системе семейных отношений (проявления, использование экспресс-диагностики, направления развития и коррекции)
- составление рекомендаций по вопросам воспитания детей в семье
- особенности личностного развития детей
- оказание помощи в выборе типа образовательной программы, соответствующей уровню психического развития личности ребёнка
- поиск возможных вариантов решения личностных, профессиональных и других конкретных проблем
II. диагностический блок (анализ, прогноз)
1. особенности актуального уровня —
- интеллектуального развития – память, внимание, мышление (нейропсихологическая диагностика)
- эмоционально-волевая сфера и личные особенности
- уровень сенсорно-перцептивного развития
Выявление детей с различными отклонениями интеллектуального и психического развития (ЗПР, ММД, СДВГ,,,)
Особенности психического развития детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем
2. направления развития интеллекта и личности – перспективы и возможные осложнения, определение особенностей возникших трудностей в обучении
- потенциал интеллектуального и личностного развития – возможный уровень и условия его достижения
- успешность обучения по различным предметам школьного цикла – возможности, осложнения, их причины, способы преодоления (ЗПР, ММД, СДВГ …)
- характер взаимоотношений с окружающими –
- коммуникативный опыт
- проявления характерологических особенностей у детей
- тип семейного воспитания, влияние неадекватного типа воспитания (гипоопёка, гиперопёка, противоречивое воспитание, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, воспитание по типу «кумир семьи» и пр.) на развитие личности ребёнка и возникновении отклонений в общении и деятельности.
- Конфликты в семье (конфликты родительских взаимоотношений, конфликты родителей и детей) и их влияние на психическое здоровье и развитие личности детей.
- Источники возникновения детских неврозов и их проявление, причины возникновения страхов у детей и их коррекция.
III. Коррекционно-развивающий блок
- индивидуальная коррекционно-развивающая работа
- с детьми
- коррекционно-развивающая работа в специальных группах
- с детьми
- с детьми и родителями
- родителями.
направления коррекционно-развивающей работы
- особенности эмоционально-волевой сферы
- повышение уровня развития и индивидуальных особенностей познавательной деятельности с точки зрения возрастной нормы (уровень развития и особенности словесно-логического, математического и невербального мышления)
- развитие психических процессов — внимания (концентрация, устойчивость, распределение), памяти, воображения
- повышение уровня развития сенсомоторики
- развитие творческих способностей
- помощь в адаптации ребёнка при обучении в школе.
IV. Блок профессиональной ориентации и планирования карьеры
- выбор профессии
- выбор специализации в рамках профессии
- дифференциация содержания труда в зависимости от личностных особенностей