В настоящее время сложились четыре основных направления, задающих специализацию в работе практического психолога:

  1. Психологическое консультирование.
  2. Психодиагностическое исследование
  3. Психологическая коррекция.
  4. Психотерапия

 I. Консультационный блок

  1. возникновение психологических факторов риска у детей в системе семейных отношений (проявления, использование экспресс-диагностики,  направления  развития и коррекции)
  2. составление рекомендаций по вопросам воспитания детей в семье
  3. особенности личностного  развития детей
  4. оказание помощи в выборе типа образовательной программы, соответствующей уровню психического развития личности  ребёнка
  5. поиск возможных вариантов решения личностных, профессиональных и других конкретных проблем

 II. диагностический блок  (анализ, прогноз)

1. особенности актуального  уровня

  • интеллектуального развития – память, внимание, мышление (нейропсихологическая диагностика)
  • эмоционально-волевая сфера и личные особенности
  • уровень сенсорно-перцептивного развития

Выявление детей с различными отклонениями интеллектуального и психического развития (ЗПР, ММД, СДВГ,,,)

Особенности психического развития детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем

2. направления развития интеллекта и личности – перспективы и возможные осложнения, определение особенностей возникших трудностей в обучении

  1. потенциал  интеллектуального и личностного развития – возможный уровень и условия его достижения
  2. успешность обучения по различным предметам школьного цикла – возможности, осложнения, их причины, способы преодоления (ЗПР, ММД, СДВГ …)
  3. характер взаимоотношений с окружающими
  • коммуникативный опыт
  • проявления характерологических особенностей у детей
  1. тип семейного воспитания, влияние неадекватного типа воспитания (гипоопёка, гиперопёка, противоречивое воспитание, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, воспитание по типу «кумир семьи» и пр.) на развитие личности ребёнка и возникновении отклонений в общении и деятельности.
  2. Конфликты в семье (конфликты родительских взаимоотношений, конфликты родителей и детей) и их влияние на психическое здоровье и развитие личности детей.
  3. Источники возникновения детских неврозов и их проявление, причины возникновения страхов у детей и их коррекция.

 III. Коррекционно-развивающий  блок

  1. индивидуальная коррекционно-развивающая работа
  • с детьми
  1. коррекционно-развивающая работа в специальных группах
  • с детьми
  • с детьми и родителями
  • родителями.

направления коррекционно-развивающей работы

  • особенности эмоционально-волевой сферы
  • повышение уровня развития и индивидуальных особенностей познавательной деятельности с точки зрения возрастной нормы (уровень развития и особенности словесно-логического, математического и невербального мышления)
  • развитие психических процессов — внимания (концентрация, устойчивость, распределение), памяти, воображения
  • повышение уровня развития сенсомоторики
  • развитие творческих способностей
  • помощь в адаптации ребёнка при обучении в школе.

 IV. Блок профессиональной ориентации и планирования карьеры

  • выбор профессии
  • выбор специализации в рамках профессии
  • дифференциация содержания труда в зависимости от личностных особенностей